Форма входа


Поиск


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7


Главная » Статьи » Техника » Воздушная техника

F-15 «Игл»


Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» (McDonnell Douglas F-15 Eagle)  — американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.

Самолеты F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии. Истребитель F-15 Eagle останется в ВВС США до 2025 года.

История

Программа FX (Fighter Experimental)

Первые, самые предварительные, исследования облика истребителя четвёртого поколения начались в США ещё в 1962 г., когда наиболее современным серийным тактическим самолётом американских ВВС считался Republic F-105 Thunderchief. Эти работы носили чисто поисковый характер и не вылились в какую-либо конкретную программу. В 1965 г., когда война во Вьетнаме ещё только набирала обороты, ВВС США в рамках научно-исследовательской программы FX (Fighter Experimental) приступили к более детальному изучению возможности создания тактического истребителя нового поколения. Самолёт FX предназначался для замены истребителей завоевания превосходства в воздухе F-4C, F-4D и F-4E, а также перехватчиков F-10 IB, F-102 и F-106.

Проектирование самолёта по уточненным требованиям началось в 1969 г., в том же году истребителю было присвоено обозначение F-15. Дальше других работы по программе FX продвинулись у фирм «Макдоннелл-Дуглас», «Норт Америкен», «Нортроп» и «Рипаблик». Победителем конкурса был признан проект «Макдоннелл-Дуглас». 23 декабря 1969 г. фирме был выдан контракт на постройку опытных самолётов, и спустя 2.5 года, 27 июля 1972-го, летчик-испытатель И.Барроуз поднял в первый полёт прототип будущего «Игла» — опытный истребитель YF-15. В следующем году был облетан двухместный учебно-боевой вариант самолёта, а в 1974 г. появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и «спарки» TF-15A (F-15B).

Критика программы

В процессе разработки и первоначальной эксплуатации F-15 неоднократно подвергался критике со стороны ряда экспертов из правительства США и Пентагона.

Главным объектом критики была относительная дороговизна истребителя. Согласно критикам, по состоянию на конец 1970-х годов стоимость одного F-15 составляла $20 млн, что на тот момент было в 7 раз дороже, чем F-4 Phantom и в 20 раз дороже, чем F-5 Freedom Fighter/Tiger II. Частично из-за данной критики в программу FX были внесены некоторые коррективы, вследствие которых на вооружение был принят более лёгкий и маневренный вариант самолёта. Позднее, с налаживанием крупносерийного производства и выходом в активную фазу эксплуатации, стоимость производства и обслуживания F-15 заметно снизилась.

Конструкция

В конструкции планера самолёта используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7 %). Расчётная перегрузка составляет 9 единиц с 50 % запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85 % от расчётных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учётом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава. Центроплан — трёхбалочной схемы, каждая балка состоит из верхней и нижней штампованных секций, изготовленных из титанового сплава. Нижняя панель центроплана также титановая. Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трёх силовых лонжеронов не приводит к потере самолёта. Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.

Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолёт имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.

Модификации

Основные

F-15A

Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля.

F-15B

Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля.

F-15C

Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера, увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к (под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.

F-15D

Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии.

F-15J

Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году.

F-15DJ

Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии.

F-15N Sea Eagle

Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970-х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак.

F-15 AESA

Модификация с радаром APG-79 с АФАР.

F-15SE Silent Eagle

Многоцелевой истребитель поколения 4++, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.

F-15E

 

F-15E Strike Eagle

Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) поколения 4+.

F-15F Strike Eagle

Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E.

F-15H Strike Eagle

Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции.

F-15I Ra’am (Гром)

Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля.

F-15K Slam Eagle

Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи.

F-15S Strike Eagle

Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии.

F-15SG Strike Eagle

Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.

Экспериментальные самолёты

F-15 Streak Eagle (72-0119)

Облегчённый и неокрашенный вариант F-15A, установивший восемь мировых рекордов скороподъёмности между 16 января и 1 февраля 1975 года; был передан Национальному музею ВВС США в декабре 1980 года.

F-15S/MTD (71-0290)

Один TF-15A был переоборудован в экспериментальный самолёт КВВП, на котором в дальнейшем проводили исследования систем управления. Самолёт оснащался двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.

F-15 MANX

Проект обозначения экспериментального самолёта F-15 без хвостового оперения, программа создания которого была закрыта.

F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287)

Два F-15A были переданы исследовательскому центру НАСА в 1976 году. Самолёты использовались во множестве исследовательских программ, например, Highly Integrated Digital Electronic Control (HiDEC)Adaptive Engine Control System (ADECS)Self-Repairing and Self-Diagnostic Flight Control System (SRFCS) и Propulsion Controlled Aircraft System (PCA).Самолёт с серийным номером 71-0281 был возвращён ВВС и в 1983 был установлен в качестве памятника на АБ Лэнгли.

F-15/ASAT

Самолёт переоборудованный в качестве носителя противоспутниковой ракеты ASAT, первый пуск которой был произведён 21 января 1984 года. В конце 1980х программа была закрыта.

F-15B Research Testbed (74-0141)

Получен в 1993 году Исследовательским центром НАСА для проведения экспериментов.

Боевое применение

По информации создателей и владельцев, F-15 ни разу не был безвозвратно потерян в воздушных боях, сбив около 100 самолётов и вертолётов противника. «Иглы» в модификации F-15C не имели безвозвратных потерь в боевых условиях. Достоверно известны несколько случаев, когда F-15 были повреждены в воздушных боях с МиГ-21 и отремонтированы. По информации оппонентов в воздушных боях было сбито несколько F-15, один такой случай при этом подтверждается бортовыми средствами контроля перехватчика и подобранными в районе катапультирования средствами спасения пилота F-15. Известны несколько случаев когда истребители-бомбардировщики F-15E были сбиты огнём с земли.

Первый случай применения F-15 в реальном бою произошёл 27 июня 1979 года, когда группа израильских самолётов во время налёта на позиции палестинских боевиков в Ливане была перехвачена самолётами ВВС Сирии. В этом бою F-15 сбили четыре МиГ-21, первую победу одержал Моше Мааром (Мельник), впоследствии ставший бригадным генералом. В последующие годы израильские «Иглы» ещё несколько раз встречались с сирийскими МиГ-21 над Ливаном. Они активно участвовали в Ливанской войне (1982). Согласно израильским данным, всего с июня 1979 по ноябрь 1985 года F-15 одержали 56—57 воздушных побед без безвозвратных потерь. Эскадрилья «Double Tail» во время войны 1982 года совершила 316 вылетов, одержала 33 воздушных победы, при этом 3 самолёта эскадрильи было повреждено. По оценке российского исследователя Владимира Ильина, сирийцы полностью подтверждают число потерянных самолётов. F-15 прекрасно показал себя в боях с сирийскими истребителями МиГ-21МФ и МиГ-21бис, МиГ-23М, а также штурмовиками МиГ-23БН.

В разное время сирийцы сообщали о нескольких сбитых F-15. В частности, во время Ливанской войны они заявили об уничтожении «не менее пяти» самолётов этого типа; примечательно, что на все победы претендуют пилоты МиГ-21, а не более современных МиГ-23. В различных российских источниках также сообщается, что после Ливанской войны сирийским МиГ-23 удалось сбить три F-15, однако никаких подробностей этих боёв не приводится, точная дата и даже год этих побед остаются неясными: по одним данным, первые две победы одержаны 4 октября 1982 года, по другим — 4 октября 1983 года, по ещё одной версии, все три победы одержаны в декабре 1982 года, а также есть утверждение, что была одержана лишь одна неподтверждённая победа 4 декабря 1983 года. Израильская сторона не подтверждает ни одну из заявленных сирийских побед и сообщает лишь о повреждении нескольких «Иглов», один из них ракетой «воздух-воздух» 9 июня 1982, другой 10 июня 1982, когда F-15 влетел в обломки сбитого им МиГ-21; самолёты вернулись на базу и были отремонтированы. На веб-сайте ejection-history.org.uk указывается (без каких-либо подробностей, кроме указания эскадрильи), что 4 декабря 1983 года по неизвестным причинам был потерян один израильский F-15; вместе с тем, согласно данным израильского историка Шломо Алони, в период между 1979 и 1987 годами потерь у израильских F-15 не было.

5 июня 1984 года пара F-15 ВВС Саудовской Аравии атаковала пару иранских истребителей F-4 «Фантом». В результате атаки один самолёт был сбит, второй повреждён.

2 июня 1989 года израильские F-15 сбили два сирийских истребителя МиГ-29. По некоторым данным, ещё два МиГ-29 были сбиты «Иглами» 14 сентября 2001 года(официально израильская сторона отрицала этот случай).

Во время войны в Персидском заливе (1991) истребители F-15C использовались ВВС США для завоевания превосходства в воздухе, и на их долю пришлось большинство воздушных побед авиации Многонациональных сил. Еще до начала боевых действий во время операции «Щит пустыни» один саудовский F-15 был угнан и один разбился во время тренировки. Американские «Иглы» во время операции «Буря в пустыне» сбили 34 иракских самолёта и вертолёта (с учётом двух побед в марте 1991 года после окончания боевых действий), ещё два самолёта были сбиты саудовскими F-15. Больше всего было сбито МиГ-23 (восемь), «Мираж» F.1 (шесть, без учёта ещё двух, сбитых саудовским F-15), МиГ-29 (пять), Су-22 (пять). Американской стороной было заявлено, что у истребителей F-15C боевых безвозвратных потерь не было, хотя иракцы заявляли об одном сбитом F-15C в воздушном бою с МиГ-25. 22 января стоящий в ангаре F-15C был повреждён обломками иракской баллистической ракеты SCUD. Также два истребителя-бомбардировщика F-15E были сбиты иракской ПВО. В общей сумме потери F-15C и F-15E в ходе операции «Буря в пустыне» составили 3 самолёта безвозвратные (2 сбито, 1 саудовский разбился по техническим причинам) и 1 повреждённый на аэродроме осколками сбитой иракской ракеты «Скад» (впоследствии отремонтирован). Как отмечало исследование воздушной мощи в Персидском заливе, уровень контроля F-15 над воздушным пространством в этой войне «не имел исторического прецедента».

В ходе операции НАТО против Югославии (1999) американские F-15 сбили четыре югославских МиГ-29, все потери подтверждены сербской стороной. Лётчиками МиГ-29 заявлено о двух сбитых F-15, что не подтверждается американской стороной.

Согласно официальным данным США, за всё время эксплуатации F-15 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 38 самолётов и 2 вертолёта противника. Наиболее результативный американский пилот F-15 Цезарь Родригес сбил два МиГ-29 (иракский и сербский) и один МиГ-23.

Как отмечает американский авиационный историк Джон Коррел, по состоянию на 2008 год самолёты F-15 одержали в общей сложности 104 воздушные победы без единой потери. Хотя о сбитии F-15 в разное время заявляли Сирия и Югославия, известна только одна никем не оспариваемая потеря самолёта этого типа от действий другого истребителя: в 1995 году F-15J ВВС Японии был случайно сбит другим F-15J во время учебного воздушного боя.

Угон

11 ноября 1990 года пилот саудовских ВВС перелетел на истребителе F-15C Eagle в Судан во время операции «Щит пустыни» (Desert Shield). Саудовская Аравия заплатила 40 млн долларов за возвращение самолёта, тремя месяцами спустя.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19,43 м
  • Размах крыла: 13.05 м
  • Высота: 5,63 м
  • Площадь крыла: 56,5 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 45o
  • Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
  • Масса пустого: 12700 кг
  • Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow)
  • Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками)
  • Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг
  • Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
  • Двигатели: 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.
  • Тяга:
    • 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100
    • 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229
  • тяга на форсаже:
    • 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100
    • 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220
    • 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: 2665 км/ч (M=2,5)
  • Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2)
  • Скорость захода на посадку: 232 км/ч
  • Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением)
  • Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
  • Практический потолок: 20000 м
  • Скороподъёмность: 254 м/с
  • Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг)
  • Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
  • Нагрузка на крыло: 358 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,07 (F100-PW-220), 1,31 (F100-PW-229)
  • Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)

Вооружение

  • Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов
  • УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты
  • УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты
  • УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D)до 8

Авионика

  • РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4
  • Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.

На вооружении

  • Израиль — 37 F-15A/C, 15 F-15B/D и 25 F-15I, по состоянию на 2012 год
  • Саудовская Аравия — 57 F-15C и 25 F-15D, по состоянию на 2012 год
  • США — 253 F-15A/C/D, по состоянию на 2014 год
    • ВВС США - 114
    • Национальная - гвардия 139
  • Япония — 135 F-15J и 45 F-15DJ, по состоянию на 2012 год

Потери

По некоторым данным, за время эксплуатации F-15 Eagle в США в инцидентах было потеряно не менее 135 самолётов безвозвратными и около 20 повреждёнными. По официальным данным, на 2008 финансовый год в лётных происшествиях было потеряно 117 самолётов (в среднем одна потеря на 50 000 лётных часов). F-15 является одним из самых надёжных самолётов ВВС США.

За время эксплуатации F-15 в ВВС Израиля в инцидентах было потеряно не менее 10 самолётов безвозвратными и 3 повреждёнными.

За время эксплуатации F-15 в ВСС Японии в инцидентах было потеряно не менее 12 самолётов.

За время эксплуатации F-15 в ВВС Южной Кореи в инцидентах был потерян как минимум 1 самолёт.

За время эксплуатации F-15 в ВВС Саудовской Аравии в инцидентах было потеряно не менее 22 самолётов безвозвратными и 4 повреждёнными.

Источник



<
Категория: Воздушная техника | Добавил: Artur (16.04.2015)
Просмотров: 1092 | Рейтинг: 5.0/1




Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: