Форма входа


Поиск


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7


Главная » Статьи » Техника » Воздушная техника

Bell UH-1 Iroquois


Bell UH-1 Iroquois

Белл UH-1 «Ирокез» — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Выпущено большое количество военных и гражданских модификаций. Общее число вертолётов всех модификаций, выпущенных с начала серийного производства, включая лицензионный выпуск вне США — более 16000 шт. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США — UH-1Y.

История создания

В 1950-х годах Армией США был объявлен конкурс между вертолётостроительными фирмами, условия которого предполагали создание многоцелевого вертолёта с возможностью его вооружения ракетами и пулемётами. Из предложенных проектов в 1955 году была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолёте предполагалось установить турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трёх прототипов вертолёта, с обозначением ХН-40, совершил полёт 20 октября 1956 года на заводском аэродроме в Форт-Уорт (штат Техас). За первой тройкой последовала партия из шести машин, предназначенных для испытаний в полевых условиях, и девять предсерийных вертолётов, которые в войсках получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 года — UH-1). С 30 июня 1959 года на вооружение Армии США начали поступать первые серийные шестиместные UH-1A, оснащённые двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. Тринадцать вертолётов было вооружено двумя пулемётами калибра 7,62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм и приняли участие в боях во Вьетнаме. Некоторые из вертолётов имели дублированное управление и обозначались ТН-1А.

Поставки версии UH-1A в войска закончились в марте 1961 года в связи с поступлением на вооружение улучшенного варианта вертолёта UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с., а позднее T53-L-11 (1100 л. с.). Полезная нагрузка нового вертолёта достигала 1360 кг, при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолёта огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулемёты и НУР.

Model 204B — обозначение гражданской и экспортной версии вертолёта. Они оснащались двигателем Т-53-11А. Эта модель получила сертификат лётной годности 4 апреля 1963 года, а до конца 1967 года в гражданский сектор было продано около 60 вертолётов. Шесть UH-1B было закуплено Испанией. Для своих нужд австралийская армия и Королевский австралийский военно-морской флот закупили 32 вертолёта Model 204B. UH-1B выпускался по лицензии японской фирмой Fuji Heavy Industries Ltd (в 2009 году было построено 4 единицы, с 2000 года — 43 единицы в модификации UH-1J) и итальянской Agusta SpA. Итальянский Agusta Bell AB204B оснащался двигателями Rolls Royce Bristol H.1200 Gnome или General Electric T58-GE-3. Для итальянского и испанского флотов фирмой Agusta выпускалась противолодочная модификация АВ 205AS, вооружённая двумя торпедами Mk.44.

В начале 1965 года UH-1B в серийном производстве был заменён новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. В остальном новый вертолёт не отличался от своего предшественника.

Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для Корпуса морской пехоты США. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 года — новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 года по лето 1968 года. Вертолёт активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолёта огневой поддержки он оснащался двумя пулемётами М60 калибра 7,62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм (по 7 или 18 ракет).

С 1969 года в войска начали поступать первые из 45 учебных TH-1L и 9 многоцелевых UH-1L. В 1970 году военно-морские силы США получили 27 вертолётов модификации UH-1К, созданных па базе UH-1E, но с двигателем Т53-1-13 мощностью 1100/1400 л. с. и некоторым изменением в составе радиооборудования. Для проведения ночных боевых операций по заказу армии США фирмой Bell был разработан UH-1M, оснащённый спецоборудованием, двумя телекамерами и ночным прицелом.

Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968 году и получивший название Huey Tug. На вертолёте был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л. с. и несущий винт диаметром 15,24 м. Вертолёт мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлётном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259 км/ч.

В июне 1960 года с фирмой Bell был подписан контракт на поставку семи предсерийных YUH-1D (Model 205), отличавшихся от всех своих предшественников увеличенным фюзеляжем (объём кабины 6,23 м³). В новом вертолёте размещались 2 пилота и 12 вооружённых пехотинцев или 6 носилок с ранеными при одном сопровождающем. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолёт оснащался двигателем T53-L-11. Прототип поднялся в воздух 16 августа 1961 года, а 9 августа 1963 года начались поставки первых серийных UH-1D в 11-ю аэромобильную дивизию. В 1964 году армейскими пилотами на этих вертолётах был установлен 21 мировой рекорд. Вертолёт производился для нужд американской армии и на экспорт в больших количествах. Немецкой фирмой Dornier было выпущено 352 вертолёта UH-1D.

В результате установки двигателя T53-L-13 на UH-1D была получена новая модификация UH-1H, выпускавшаяся с начала 1967 года по декабрь 1974 года. Все пять основных топливных баков UH-1H были протектированы, вертолет также оснащался бронекреслами пилотов. Из 979 выпущенных вертолётов 9 было продано Новой Зеландии и 9 —Канаде (канадское обозначение — CUH-1D).

Разработана и пятнадцатиместная модификация (Model 205А-1) с двигателем T53-L-13A мощностью 1250 л. с. Объёмная кабина этого вертолёта (7,02 м³) могла легко трансформироваться под транспортные, спасательные или санитарные цели. Вертолёты этого типа производились по лицензии итальянской фирмой Agusta (AB 205) и тайваньской AIDS.

С апреля 1965 года в семье «Ирокезов» появляются двухмоторные вертолёты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1 суммарной мощностью 1400 л. с. Вертолёт послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 году пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация — Model 212. Для вооружённых сил США фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолётов, получивших обозначение UH-1N. По заказу Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. В Италии они выпускались под обозначением АВ 212.

Последней серийной модификацией являлась Model 214 Huey Plus, созданная на базе усиленного фюзеляжа UH-1Н и несущего винта от UH-1C диаметром 15,5 м. На вертолёте устанавливался двигатель Lycoming T53-L-702 мощностью 1900 л. с. Взлётный вес вертолёта достиг 4989 кг, а максимальная скорость составляла 305 км/ч.

Отдельной ветвью развития «Ирокезов» являлся один из YUH-1B (Model 533), на котором испытывались различные несущие винты и проводились эксперименты по снижению аэродинамического сопротивления. Впервые Model 533 поднялся в воздух 10 августа 1962 года. Первоначальные изменения касались совершенствования аэродинамики фюзеляжа, повышения мощности двигателя и совершенствования несущего винта. При этом, максимально достигнутая скорость в горизонтальном полёте составила 278 км/ч, а со снижением — 302 км/ч. После установки двух вспомогательных турбореактивных двигателей Continental J69-T-9 (тягой по 420 кг каждый) по бокам фюзеляжа вертолёт развил скорость 338 км/ч. А с более мощными двигателями J69-T-9A (тягой 771 кг) скорость достигла 380 км/ч. Позже вспомогательные двигатели были заменены парой турбореактивных Pratt & Whitney JT12A-8 по 1498 кг тяги каждый, установленных на коротких пилонах по бокам фюзеляжа. В такой конфигурации Model 533 достиг в апреле 1969 года скорости 510 км/ч.

Стоит отметить, что вертолёты семейства UH-1 Iroquois являются одними из самых массовых в вооружённых силах многих стран мира. С момента начала серийного производства и по наши дни их было выпущено более 10000 экземпляров.

Боевое применение (США)

Вьетнам

В 1962 году первые вертолёты UH-1 прибыли в Южный Вьетнам. Спустя два года они полностью заменили там устаревшие CH-21.

UH-1 стал основным вертолётом вооружённых сил США в Юго-Восточной Азии и одним из символов Вьетнамской войны. Первый опыт массового применения «Хьюи» в боевой обстановке получила вновь сформированная 1-я кавалерийская (аэромобильная) дивизия, прибывшая во Вьетнам в сентябре 1965 года. Она была первой в мире дивизией, в которой основным средством перемещения личного состава служили не бронетранспортёры, а вертолёты. В ходе боевого применения быстро проявились основные недостатки UH-1. Для облегчения вертолётов с них снимали всё ненужное оборудование, в частности, сдвижные двери. Слабым местом у ранних «Хьюи» оказались непротектированные баки, снизившие живучесть вертолёта. Обе проблемы были решены. Топливная система была переделана, а на вертолёты модификации UH-1H устанавливался более мощный двигатель.

Основными модификациями во Вьетнаме были UH-1B, UH-1C, UH-1D и UH-1H. Они использовались для решения самых различных задач. Вертолёты, предназначенные для переброски личного состава, на солдатском жаргоне носили название «слик» (от «slick» — скользкий: экипаж для облегчения вертолёта часто не устанавливал сидения). UH-1B и UH-1C в основном использовались для огневой поддержки войск и сопровождения транспортных вертолётов, для чего дополнительно вооружались блоками неуправляемых ракет и пулемётами; они назывались «ганшипами» (gunship), а официальным определением было ARA (Aerial Rocket Artillery — «воздушная ракетная артиллерия»). Если вертолёт выполнял эвакуацию раненых и убитых с поля боя, он назывался «медэвак» (MedEvac, сокращённо от «медицинская эвакуация», в случае, если был специально оборудован и помечен как санитарный) или «дастофф» (Dustoff, традиционный тактический позывной неспециализированного транспорта, производящего медицинскую эвакуацию). Во время северо-вьетнамского Пасхального наступления 1972 года два UH-1B прошли испытания в совершенно непривычной для них роли «охотников за танками», используя новейшие противотанковые ракеты TOW. Вне зависимости от текущей роли вертолёты всегда несли пулемётное вооружение, а в экипаж обязательно включались два бортовых стрелка.

Вертолёты широко использовались во Вьетнаме всеми американскими подразделениями, хотя обычная пехотная дивизия имела намного меньший авиапарк, чем аэромобильная. В июле 1968 года статус аэромобильной получила 101-я воздушно-десантная дивизия. Основную часть «Хьюи» использовала Армия США, небольшое количество было у Корпуса морской пехоты, ВВС и ВМС; кроме того, свои собственные машины использовали южновьетнамская и австралийская армии. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля приходилась на UH-1. Всего за время войны в боевых действиях участвовали в общей сложности 7013 американских вертолётов UH-1. Из этого количества 3305 машин были уничтожены, т.е. почти половина из задействованных. Как минимум один Huey был сбит истребителем МиГ-21. В вертолётах погибло 2709 американцев без учёта погибших южновьетнамцев. Число погибших пилотов UH-1 составило 1074, 1103 других членов экипажа, 532 американских пассажира и большое количество южновьетнамских пассажиров.

Кроме этого большое количество UH-1 северовьетнамцы захватили в качестве трофеев. Только на аэродроме Тан Сон Нат было захвачено 50 южновьетнамских вертолётов UH-1. Много вертолётов погрузили на русские корабли и отправили в СССР. Трофейными вертолётами Северный Вьетнам поделился и с несколькими другими странами.

После Вьетнама

Разные модификации UH-1 использовались во всём мире в разных боевых операциях. UH-1 применялся во время вторжения США на Гренаду и операции в Панаме. Участвовал в операции «Буря в пустыне», принимал участие в миротворческой миссии в Сомали. Сейчас вертолёт используется вооружёнными силами США в Афганистане и Ираке.

Гражданская война в Сальвадоре

27 января 1982, прямо на главной базе ВВС Сальвадора в Илопанго, спецназ ФНОФМ уничтожил 7 вертолётов UH-1H. Для исправления тяжёлого положения были осуществлены срочные поставки крупных партий вертолётов UH-1M из США.

В последующие годы было потеряно не менее трёх вертолётов UH-1 ВВС Сальвадора:

19 декабря 1991 года ФНОФМ сбили UH-1H ВВС Гондураса, который вторгся в воздушное пространство Сальвадора.

Дальнейшая служба

Вертолёты применяли силовые структуры Перу для борьбы с наркотрафиком. С 1992 по 2012 год наркомафия сбила три перуанских вертолёта UH-1H, в числе экипажей которых находилось четыре контрактника США.

На вооружении

  • Австралия - списаны в 2007 году.
  •  Австрия
  •  Аргентина — UH-1 имеются на вооружении Армии, ВВС и ВМС Аргентины. Использовались во время Фолклендской войны.
  •  Бангладеш
  •  Бахрейн
  •  Белиз
  •  Боливия — несколько вертолётов получены из США для использования в операциях по борьбе с наркоторговлей.
  •  Босния и Герцеговина
  •  Бразилия
  •  Бруней
  •  Великобритания
  •  Венесуэла
  •  Вьетнам — трофейные южновьетнамские вертолёты.
  •  Гватемала — UH-1D и UH-1H на вооружении c 1967 года до настоящего времени
  •  Германия — Вооружённые силы Германии также используют вертолёт для транспортировки, но UH-1D будут заменены на NHI NH90
  •  Гондурас
  •  Греция
  •  Грузия — в октябре 1999 года из США были получены первые два UH-1H, к маю 2008 года имелось 12 вертолётов UH-1H (10 были получены из США и 2 из Турции).
  •  Казахстан — небольшое количество UH-1H получено от США
  •  Доминиканская Республика
  •  Замбия
  •  Зимбабве
  •  Израиль — UH-1N под местным названием «Анафа» («Цапля»). Использовались для транспортировки войск и эвакуации потерь во время боевых действий в Ливане в 1980-е годы, было потеряно 3 вертолёта.
  •  Индонезия
  •  Иордания
  •  Испания
  •  Ирак - по состоянию на начало 2011 года 16 шт. UH-1H
  •  Иран — большое количество UH-1 закуплено в 1980-е годы. Использовались во время ирано-иракской войны и до сих пор состоят на вооружении.
  •  Италия — производятся по лицензии итальянской фирмой Агуста. Применялись итальянским воинским контингентом в Ираке, один вертолёт был потерян в катастрофе.
  •  Йемен
  •  Камбоджа
  •  Канада — вариант Белл 212 производился по лицензии.
  •  Колумбия — вертолёты используются в продолжающейся гражданской войне и в операциях по борьбе с наркоторговлей.
  •  Кувейт
  •  Ливан - по состоянию на начало 2011 года 24 шт. UH-1H
  •  Мексика
  •  Марокко
  •  Мьянма
  •  Нидерланды
  •  Новая Зеландия - 13 UH-1H Iroquois, по состоянию на 2013 год.
  •  Норвегия
  •  ОАЭ
  •  Оман
  •  Пакистан
  •  Панама - по состоянию на начало 2011 года 13 шт. UH-1H
  •  Папуа — Новая Гвинея
  •  Парагвай
  •  Перу
  •  Сальвадор — первые шесть вертолётов были поставлены в январе 1981 года, всего получено 88 шт. UH-1H и 24 шт. UH-1M, применялись в ходе гражданской войны 1980—1992 гг. (потеряно не менее 45 машин), на вооружении состоят до настоящего времени
  •  Сомали
  •  Саудовская Аравия
  •  Сингапур
  •  США — используется в корпусе морской пехоты США (модификация UH-1Y)
  •  Таиланд
  •  Танзания
  •  Тунис
  •  Турция
  •  Уганда
  •  Уругвай
  •  Филиппины — вертолёты состоят на вооружении ВВС и используются в борьбе с повстанческими группировками. В настоящее время проходят глубокую модернизацию.
  •  Чили
  •  Швеция
  •  Эквадор
  •  Эфиопия
  •  Югославия
  •  Южный Вьетнам — большое количество UH-1H состояло на вооружении ВВС страны во второй половине Вьетнамской войны.
  •  Южная Корея
  •  Ямайка
  •  Япония — производились по лицензии, в том числе в местной модификации UH-1J.

Особенности конструкции

Фюзеляж полумонококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки грузов на внешней подвеске. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлёт и посадку вертолёта на воду. Силовая установка состоит из одного или двух турбо-вальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси вертолёта в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Система управления оборудована гидроусилителями. Топливная система вертолёта включает два бака, размещённых за кабиной в центре тяжести вертолёта. В целях увеличения перегоночной дальности, внутри фюзеляжа могут устанавливаться два дополнительных бака. Гидравлическая, пневматическая и электрическая системы вертолёта имеют привод от двигателя. Вертолёт оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и навигационными огнями.

Характеристики

UH-1D — многоцелевой военно-транспортный вертолёт одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом. Несущий винт двухлопастный с полужёстким креплением лопастей шириной 533 мм. Силовой установкой машин этого типа был турбовальный двигатель Avco Lycoming T53-L-11 мощностью на валу 820 кВт; стандартный запас топлива, составлявший 832 литра, мог дополняться двумя внутренними вспомогательными топливными баками, в результате чего максимальный топливный запас увеличивался до 1968 литров. Широкомасштабное производство вертолётов UH-1D было развёрнуто как для Армии США, так и для вооружённых сил других стран; 352 вертолёта были построены по лицензии фирмой Dornier в Западной Германии. За вертолётом UH-1D был запущен в серийное производство идентичный ему UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт.

  • Диаметр главного винта, м: 14,63
  • Диаметр рулевого винта, м: 2,59
  • Длина, м: 12,77
  • Высота, м: 4,42
  • Масса, кг:
    • пустого: 2363
    • максимальная взлётная: 4310
  • Внутренние топливо, кг: 840 + опционально 1128
  • Тип двигателя: 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-13
  • Мощность, кВт: 1 х 1044
  • Максимальная скорость, км/ч: 222
  • Крейсерская скорость, км/ч: 204
  • Дальность действия, км: 511
  • Скороподъёмность, м/мин: 535
  • Практический потолок, м: 5910
  • Статический потолок, м: 4145
  • Экипаж, чел: 1-4
  • Полезная нагрузка: 14 солдат или 6 носилок и 1 сопровождающий или 1759 кг груза в кабине или на подвеске

Вооружение

В дверных проёмах могут устанавливаться два пулемёта M60С или два пулемёта M2HB, или два пулемёта M134 «Миниган» калибра 7,62 мм.
На внешней подвеске могут быть установлены пулемёты M60C, M134, управляемое ракетное вооружение: AGM-22, BGM-71 TOW; неуправляемое ракетное вооружение: 7-зарядные, 19-зарядные 70 мм ракетные блоки или 24-зарядные 70 мм ракетные блоки.
В носовой части вертолёта может быть установлен 40-мм гранатомёт M75 со 150 или 300 зарядами, полностью управляемый пилотом.

Bell UH-1 Iroquois в сравнении с другими многоцелевыми вертолётами

 

Название

Диаметр

несущего

винта

Длина

фюзеляжа

Максимальная

взлётная масса

Мощность

Экипаж+

Пассажиры

Крейсерская

скорость

Макс.

скорость

Дальность

полёта

Практический

потолок

Разработчик

Первый полёт

Ка-18

10,0 м

10,0 м

1502 кг

1×200 кВт

1 + 3

130 км/ч

160 км/ч

450 км

3500 м

ОКБ Камова

1956 год

Bell UH-1D

14,63 м

17,4 м

4310 кг

1×1045 кВт

1 + 14

205 км/ч

220 км/ч

510 км

5910 м

Bell Helicopter

1956 год

Ми-2

14,50 м

11,40 м

3659 кг

2×298 кВт

1 + 8

194 км/ч

210 км/ч

580 км

4000 м

ОКБ М. Л. Миля

1961 год

Bell 206B-3

10,16 м

12,11

1 451 кг

1×310 кВт

1 + 4

~200 км/ч

224 км/ч

700 км

4115 м

Bell Helicopter

1963 год

 

Модификации

Существует множество вариантов вертолёта UH-1, в том числе и гражданские варианты.

  • XH-40 — Первый прототип Bell 204. Всего было построено три опытных.
  • YH-40 — Шесть предпроизводственных вертолётов.
    • Bell Model 533 — Один YH-40BF, перестроенный как вертолёт для тестов, на котором испытывались различные несущие винты и проводились эксперименты по снижению аэродинамического сопротивления. В разное время были установлены разные турбореактивные двигатели.
  • HU-1A — Первые строевые модели Bell 204, в 1962 году получившие обозначение UH-1A.
  • UH-1B — Модифицированный HU-1A. Разные внешние усовершенствования и оснащение улучшенным двигателем Lycoming T53-L-5 (960 л. с.), а позднее T53-L-11 (1100 л. с.).
  • UH-1C — UH-1B с улучшенным двигателем и модифицированными лопастями для улучшения эффективности работы вертолёта в роли ганшипа.
  • YUH-1D — Семь прототипов UH-1D.
  • UH-1D — Первая серийная модель Bell 205 (Bell 204 с удлинённой версией фюзеляжа) и первый двухдвигательный «Ирокез». Разработан как военно-транспортный вертолёт, чтобы заменить CH-34, который тогда стоял на вооружении Армии США.
    • HH-1D — Поисково-спасательный вариант UH-1D.
  • UH-1E — UH-1B/C для Корпуса морской пехоты США с новым составом радиооборудования и авионикой, а начиная с 1965 года — с новым несущим винтом. Первые модели были также оснащены выдвигающейся спасательной лебёдкой.
    • TH-1E — Учебно-тренировочный вертолёт на базе UH-1E.
  • UH-1F — UH-1B/C для ВВС США с двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 1100 л. с.
    • TH-1F — Учебно-тренировочный UH-1F для ВВС США.
  • UH-1G — Пропущенная модификация, чтобы предотвратить путаницу с AH-1G. Однако обозначение UH-1G давали ганшипам UH-1D/H, действовавшим в Камбодже.
  • UH-1H — Улучшенный UH-1D.
    • CUH-1H — Разработан на основе UH-1H для Канады.
    • EH-1H — 22 вертолёты конвертированы в специальные вертолёты РЭБ и РЭП. Заменены на EH-60A.
    • HH-1H — Вертолёт на базе медицинского UH-1H, поисково-спасательный вариант для ВВС США со спасательной лебёдкой.
    • JUH-1H — Пять UH-1H, конвертированные для симуляции советского боевого вертолёта Ми-24.
    • TH-1H — Учебно-тренировочный на базе вертолёта UH-1H для ВВС США.
  • UH-1J — Экспортный вариант UH-1H для Японии.
  • HH-1K — Поисково-спасательный вертолёт для ВМС США со специальным оборудованием ВМС.
  • UH-1L — Многофункциональный вариант HH-1K.
    • TH-1L — Учебно-тренировочный UH-1L для ВМС США.
  • UH-1M — ARA («ганшип») на базе UH-1L, для проведения ночных боевых операций, оснащённый спецоборудованием, двумя телекамерами и ночным прицелом.
  • UH-1N — Первая серийная модель Bell 212, с двумя турбореактивными силовыми установками PT6T Twin-Pac. Корпус морской пехоты проводил множество усовершенствований — от улучшения авионики и защиты вертолёта до установки инфракрасной камеры.
    • VH-1N — Конфигурация VIP. Используется в специальной эскадрилье HMX-1 морской пехоты для транспортировки высокопоставленных лиц.
    • HH-1N — Поисково-спасательный вариант.
    • CUH-1N — Экспортный вариант для Канады. Усовершенствован до CH-135 Twin Huey.
  • UH-1P — UH-1F вариант для ВВС США, разработан для операций специального назначения — выброска/эвакуация войск из тыла противника.
  • UH-1V — Медицинский вертолёт для Армии США.
  • UH-1U — Единственный прототип для выявления и подавления артиллерийских позиций. Потерпел крушение на авиабазе Эдвардс во время испытаний.
  • EH-1X — Десять вертолётов РЭБ и РЭП с оборудованием для проведения специальных операций. Заменён на EH-60A.
  • UH-1Y — Вертолёт, призванный заменить устаревший UH-1N для Корпуса морской пехоты США, будет поставляться по программе H-1 вместе с боевым вертолётом AH-1Z, с аналогичными изменениями и модификациями.

UH-1 в искусстве

О UH-1 писалось и говорилось немало. Силуэты этого трудяги-бойца часто мелькают в хрониках былых боёв и современных конфликтов, да и художественный кинематограф не обошёл его вниманием. Пожалуй, самый знаменитый фильм с участием Ирокезов — Апокалипсис сегодня, где вертолёты атакуют вьетнамскую деревню под музыку из оперы «Полёт Валькирий» Вагнера.

Образ американских войск, выгружающихся из Хьюи — стал символом в описании Вьетнамской войны и может быть замечен фактически в каждом кино и телешоу по теме.

  • Роберт Мэйсон, пилот UH-1, написал автобиографическую книгу «Chickenhawk» («Цыплёнок и ястреб») о своей службе в 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии во Вьетнаме в 1965-66 годах.
  • Фильм «Мы были солдатами».
  • Белл 212 (гражданский UH-1), вооружённый Миниганом, можно увидеть в фильме «Матрица».
  • «Команда-А» можно заметить UH-1.
  • В фильме «Морпехи» несколько раз показан UH-1.
  • В фильме «Вавилон», в конце — прибывает медицинский Хьюи.
  • В фильме «Форрест Гамп» главного героя впервые доставляют на полевую базу на Хьюи. Также есть сцена со множеством вертолётов в воздухе.
  • В сериях Ходячие Мертвецы можно увидеть покинутые вертолёты этого типа. Также в одной серии UH-1 терпит крушение.

В целом, UH-1 был показан практически во всех фильмах о Вьетнаме, а также в сотнях других фильмов и телесериалов, книг и комиксов.

Кроме того, UH-1 можно увидеть в компьютерных играх: Armed Assault 2, Lock On, «DCS: UH-1H Huey» (PC), «Battlefield: Vietnam» (PC), «Conflict: Vietnam» (PC, PS2 и Xbox), «Men of Valor» (PC и Xbox), «Вертолёты Вьетнама: UH-1», «Call of Duty: Black Ops» (PC, PS3, Xbox 360, WII и NDS), «Battlefield: Bad Company 2 — Vietnam» (PC, PS3, Xbox 360) и др.

Интересные факты

  • «Хьюи» — неофициальное прозвище вертолёта, но официальное название в Корпусе морской пехоты США.
  • Имя «Huey» вертолёт получил из-за своего раннего (до 1962 года) обозначения HU-1 (Helicopter Utility — 1).
  • Армия США уже не пользуется данным типом вертолётов, заменив его на UH-60, но Корпус морской пехоты США продолжает его применять и вкладывает деньги в его усовершенствование. Последняя модель для морской пехоты — UH-1Y.
  • На основе UH-1 был создан первый в мире специализированный боевой вертолёт AH-1.
  • По крайней мере один бывший южновьетнамский UH-1 был после войны переправлен в СССР на изучение.
  • Первый полёт вертолёт совершил в 1956 году, а это значит, что на сегодня он является старейшим из остающихся в массовой эксплуатации этого типа вертолётов.
  • В гражданских авиакомпаниях до сих пор летают «Хьюи», которые участвовали во Вьетнамской войне.

Источник



<
Категория: Воздушная техника | Добавил: Artur (14.07.2014)
Просмотров: 1384 | Рейтинг: 5.0/1




Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: