Су-25
Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских и украинских войсках получил прозвище «Грач».
Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.
История создания
Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.
Конструкция
Двигатели
Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.
Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95 тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском.
Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.
Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе.
Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.
Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из крыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.
Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения
Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными.
Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.
Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.
Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.
Вооружение
Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым крылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60.
Артиллерийское вооружение
Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 патронов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:
- Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
- Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
- Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
- Многоэлементный снаряд МЭ-30.
Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекоплект каждого пушечного контейнера составляет 260 патронов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.
Неуправляемые авиабомбы
В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:
- ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на подвеске
- ФАБ-250
- ФАБ-500
- САБ-100
- БетАБ-500
- БетАБ-500ШП
- РБК-250
- РРБК-500
- КМГУ-2
- ЗБ-500
- ОДАБ-500П
Неуправляемое ракетное оружие
Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:
- С-5
- С-8
- С-13
- НАР по одной на подвеске:
Высокоточные бомбы и ракеты
Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:
Оружие «воздух-воздух»
Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крыльями.
Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.
Навигационное и вспомогательное оборудование
- БКО «Талисман» — бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемого ракетного оружия.
Модификации
Аббревиатура
|
Описание
|
Су-25
|
Боевой одноместный штурмовик.
|
Су-25К
|
Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
|
Су-25Т
|
Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
|
Су-25УБ
|
ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
|
Су-25СМ
|
Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.
|
Су-25КМ
|
Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
|
Су-28
|
Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
|
Су-25УТГ
|
Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
|
Су-39
|
Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
|
Су-25УБМ
|
Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО
|
Боевое применение
Гражданская война в Анголе (1975—2002)
ВВС Анголы получили небольшое количество Су-25 в конце 1980-х годов и применяли их против подразделений УНИТА на протяжении 1990-х годов.
Афганская война (1979—1989)
Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своими конкурентами Як-38. С середины 1981 года в Афганской войне принимала участие одна эскадрилья Су-25, в 1984 году увеличенная до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны. После появления у моджахедов ПЗРК«Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.
Одним из пилотов «Грачей» в Афганистане был Александр Руцкой, будущий вице-президент Российской Федерации. За время участия в боевых действиях он дважды был сбит — в апреле 1986 года огнём с земли и в августе 1988 года пакистанским истребителем F-16.
Су-25 показал в Афганистане высокую живучесть. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, были описаны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами. Большинство источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов, при этом отмечается, что не было ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя есть предположение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли). Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й Армии и КП ВВС ТуркВО, сообщает о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, указывая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане по крайней мере 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25.
Ирано-иракская война (1980—1988)
Штурмовики поступили на вооружение ВВС Ирака во второй половине 1980-х годов. По одним данным, они применялись в войне очень интенсивно, по другим — выполнили буквально несколько боевых вылетов. Об эффективности их применения и возможных потерях ничего не известно.
Война в Персидском заливе (1991)
Иракские Су-25 не совершали боевых вылетов в ходе этой войны, но понесли боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были включены в состав местных ВВС, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта. Возможно, какое-то число Су-25 было уничтожено на земле.
Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
В ходе конфликта действовали Су-25 ВВС России и Узбекистана.
Абхазская война (1992—1993)
Грузия применяла в войне свои Су-25. Несколько самолётов было сбито абхазской ПВО. Известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России.
Карабахская война (1991—1994)
Су-25 стал первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года пилот ВВС России азербайджанского происхождения Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока не был сбит. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и армянская сторона.
Первая чеченская война (1994—1996)
Су-25 был основным боевым самолётом, использовавшимся ВВС России в боевых действиях в Чечне. В самом начале боевых действий штурмовики этого типа уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее интенсивно Су-25 действовали зимой и весной 1995 года; в дальнейшем авиация применялась эпизодически в силу характера войны после июньского перемирия. Штурмовики вновь подтвердили свою высокую эффективность. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за боевых повреждений). Несмотря на высокую боевую живучесть Су-25, один из штурмовиков был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК — пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины.
Война в Конго (1997—2002)
8 штурмовиков были закуплены Демократической Республикой Конго в 1999 году. Из-за отсутствия в национальных ВВС подготовленных лётчиков все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии.
Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
Обе стороны располагали Су-25 к началу третьего раунда боевых действий (май—июнь 2000 года). Отмечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.
Вторая чеченская война (1999—2000)
Как и в первой войне, Су-25 активно использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям федеральных сил и совершали вылеты на «свободную охоту». Интенсивность действий авиации резко снизилась после завершения основной фазы боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 штурмовиков.
Другие конфликты
18 июля 2000 года перуанский Су-25 сбил самолёт, перевозящий наркотики.
Конфликт в Македонии (2001)
Непосредственно в ходе боевых действий ВВС Македонии получили из Украины несколько Су-25 и использовали их для ударов по позициям албанских боевиков.
Французско-Ивуарский конфликт (2004)
Днем 6 ноября самолёт Су-25, принадлежащий Ивуарским ВВС, атаковал позиции французского миротворческого контингента, в результате чего 9 миротворцев были убиты, 31 ранен. Также погиб 1 американский гражданин. Через несколько часов французская авиация совершила ответный налёт на аэропорт Ямусукро и уничтожила на земле оба имевшихся у Кот-д’Ивуара Су-25.
Война в Южной Осетии (2008)
Штурмовики активно применялись ВВС России и Грузии. В ходе конфликта официально подтверждённые потери ВВС России в боевых действиях составили три Су-25, ещё четыре были серьёзно повреждены, что значительно превысило потери и повреждения остальных типов применённых самолётов. Южноосетинской и российской сторонами в разное время было заявлено об уничтожении ряда грузинских самолётов.
В войне были применены Су-25СМ, но так как на этих самолетах отсутствовала система РЭБ, они часто попадали под огонь противника. Устаревший прицельный комплекс не позволяет самолету работать в плохих метеоусловиях, а также применять ракеты Х-25/29 ночью, в основном штурмовик использует НАР и авиабомбы.
Дарфурский конфликт
По данным международной организации Amnesty International, Судан неоднократно применял Су-25 для атак на военные и гражданские объекты в Дарфуре. Самолёты были поставлены из Белоруссии в 2008—2010 годах; согласно условиям эмбарго, наложенного на Судан Организацией Объединённых Наций, поставляемое в страну оружие не должно использоваться в боевых действиях в Дарфуре.
Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)
Штурмовики Су-25 активно применялись вооружёнными силами Украины в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины. По информации ополченцев Донецкой Народной Республики, в ходе конфликта сбито пять (на 01.07.2014) Су-25 ВВС Украины. В то же время Министерство обороны Украины опровергло информацию о сбитых штурмовиках.
Официально подтверждена потеря одного самолёта, который 2 июля 2014 года разбился при посадке в аэропорту Днепропетровска из-за технической неисправности (потеря управляемости). Пилот успешно катапультировался.
По неподтвержденным данным «Боинг – 777» Малазийских Авиалиний был сбит штурмовиком Су-25, в небе над Донецкой областью 17 июля.
Аварии и катастрофы
Вся информация о перечисленных ниже лётных происшествиях собрана в интернет-источниках. Список не является полным (хотя достаточно полно отражает картину потерь самолётов в составе ВВС России в конце 1990-х и 2000-х годах), в частности, нет данных об аварийности Су-25 в СССР.
- 17 апреля 1989 — Су-25 разбился в Болгарии.
- 27 ноября 1992 — Су-25УТГ ВМФ России разбился в Мурманской области. Оба члена экипажа погибли.
- 15 сентября (возможно, 16-го) 1993 — Су-25 ВВС России упал в море у побережья Абхазии. Пилот погиб.
- 21 декабря (возможно, 20-го) 1993 — Су-25УБ ВВС России разбился в Краснодарском крае. Оба члена экипажа успешно катапультировались.
- 5 мая 1995 — Су-25 ВВС России сбит в районе н.п. Беной. Пилот погиб.
- 11 апреля 1998 — Су-25УБ ВВС России разбился в Таджикистане. Оба члена экипажа погибли.
- 3 октября 1999 — Су-25 ВВС России сбит у н.п. Толстой-Юрт. Пилот погиб.
- 9 июня 2000 — Су-25 ВВС России разбился в Ставропольском крае. Пилот погиб.
- 29 апреля 2002 — Су-25 разбился в Чечне.
- 3 апреля 2002 — Су-25 ВВС Украины разбился в районе Запорожья во время испытательного полёта после ремонта. Пилот погиб.
- 21 мая 2005 — Су-25 ВВС России разбился в Таджикистане. Пилот успешно катапультировался.
- 28 июня 2006 — Су-25 ВВС России разбился в Брянской области. Пилот погиб.
- 30 июня 2007 — Су-25 ВВС Демократической Республики Конго, пилотируемый российским лётчиком, разбился в Кисангани во время военного парада. Пилот погиб.
- 20 марта 2008 — Су-25 ВВС России случайно сбит своим ведомым в Приморском крае. Пилот погиб.
- 3 марта 2010 — Су-25 ВВС Азербайджана. Пилот погиб.
- 6 августа 2010 — Су-25 ВВС России разбился в Забайкальском крае. Инцидент произошёл в Могойтуйском районе, неподалеку от села Ага-Хангил. Экипаж катапультировался.
- 3 февраля 2011 — Су-25 ВВС Азербайджана. 2 пилота вовремя успели катапультироваться.
- 12 июня 2012 — Су-25 ВВС Белоруссии разбился на военном полигоне «Неман». Инцидент произошёл в Новогрудском районе, неподалеку от деревни Новины. Пилот погиб.
- 23 сентября 2013 — самолёт Су-25 разбился в 49-ти километрах от военного аэродрома Приморско-Ахтарск. Пилот увёл самолет от ближайшего населенного пункта и пытался посадить машину на грунт. После соприкосновения самолёта с землёй СУ-25 взорвался. Пилот погиб.
- 2 июля 2014 года — Су-25 разбился в аэропорту Днепропетровска, из-за технической неисправности, при заходе на посадку. Пилот катапультировался.
На вооружении
Россия
В настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России.
В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
Су-25 вооружены полки
- 899-й гвардейский ШАП — аэродром Бутурлиновка
- 368-й ШАП — аэродром Будённовск
- 461-й ШАП — аэродром Краснодар-Центральный
- 960-й ШАП — аэродром Приморско-Ахтарск
- Авиационная группа 3-го Командования — аэродром Черниговка
- 266-й ШАП — аэродром Степь-Оловянная
- 279-й ОИАП — Североморск-3
Кроме того, некоторое количество Су-25 имеется в учебных авиаполках.
Казахстан
КНДР
Перу
Судан
Туркмения
Узбекистан
Украина
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Эфиопия
Состояли на вооружении
Азербайджан
19 Су-25 поставлены из Белоруссии и из Грузии + 5 Су-25 поставлены из Украины
Ангола
Армения
Су-25 составляют основу ударной авиации ВВС Республики Армения. Один новый Су-25К был украден у Грузинских ВВС 15 ноября 1993 года капитаном Сергеем Житниковым и передан Армении. На 2009 год в составе ВСС Армении состояли 5 Су-25, 9 Су-25К и 1 Су-25УБК — ранее эти самолёты состояли на вооружении ВВС Словакии.
Белоруссия
Болгария
Гамбия Один Су-25 имели Вооружённые силы Гамбии в 2008 году.
Грузия
Демократическая Республика Конго
Иран
Ирак
Кот-д’Ивуар
Македония
Словакия
СССР
Чехия
Чехословакия
Музеи
- Су-25 установлен на территории ОКБ Сухого.
- Су-25 установлен в парке Остров (город) (Псковская область).
- Су-25 установлен в экспозиции историко-культурный комплекс «Линия Сталина» (Белоруссия).
- Су-25 установлен в экспозиции аэроклуба ДОСААФ в Боровой (Белоруссия)
- Су-25, бортовой номер 105, установлен в экспозиции Государственного музея авиации (Киев)
- Су-25 установлен в экспозиции авиационного музея (филиал краеведческого музея г. Курган)
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,36 м (с ПВД)
- Размах крыла: 14,36 м
- Высота: 4,8 м
- Площадь крыла: 30,1 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 6
- Коэффициент сужения крыла: 3,38
- Угол стреловидности по передней кромке: 20°
- Поперечное V крыла: −2,5°
- База шасси: 3,57 м
- Колея шасси: 2,51 м
- Масса пустого: 9 315 кг
- Масса снаряжённого: 11 600 кг
- Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
- Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 3 000 кг
- Масса броневой защиты: 595 кг
- фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
- кабина пилота: 424,9 кг
- топливная и масляная системы: 121,6 кг
- Масса протектора: 160 кг
- Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
- Тяга: 2 × 4 100 кгс (40,2 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Посадочная скорость: 210 км/ч
- Боевой радиус: 300 км
- Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
- на высоте:
- без ПТБ: 640 км
- с 4× ПТБ-800: 1 250 км
- у земли:
- без ПТБ: 495 км
- с 4× ПТБ-800: 750 км
- Перегоночная дальность: 1 950 км
- Практический потолок: 7 000 м
- Максимальная высота боевого применения: 5 000 м
- Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
- Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1 000 кг)
- Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
- Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
- Длина разбега:
- на бетонной ВПП: 550 м
- на грунтовой ВПП: 600 м
- Длина пробега: (без тормозного парашюта)
- на бетонной ВПП: 600 м
- на грунтовой ВПП: 700 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка:
- с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
- с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
- Точки подвески: 10
- Боевая нагрузка:
- нормальная: 1 400 кг (4× ФАБ-250, 2× Р-60, боезапас пушки)
- максимальная: 4 400 кг
- Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
- ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л
- Неуправляемые ракеты:
- 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
- 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
- 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
- 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
- Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
- 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
- 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
- 8 или 32 × 100 кг или
- 8 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов
Авионика
- Лазерная станция подсвета: «Клен-ПС»
- Масса: 82 кг
- Точность измерения дальности: ± 5 м
- Угол отклонения лазера:
- по высоте: −30°/+6°
- по азимуту: ± 12°
- Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)
Источник